Подстаканники

1.    Подстаканник «Смоленск». Клеймо с ценой - 1р.38к – это  свидетельство о рождении в СССР. В новой России таких цен не было и нет, тем более для вещи, изготовленной из нержавеющей стали…
Сегодня мало кто пользуется подстаканниками, но в свое время они входили в разряд элитных подарков. Неотъемлемая часть чаепития – без данного приспособления горячий стакан не удержишь – использовался и как способ самовыражения, демонстрации окружающим художественного вкуса и материального достатка. Не случайно в музеях и частных коллекциях вы можете видеть экземпляры подстаканников, изготовленные самыми искусными ювелирами ушедшей эпохи, включая Фаберже. Для состоятельных господ их делали из серебра, латуни, мельхиора, декорировали драгоценными камнями, росписями или чеканкой. В советский период нашей истории, к которому принадлежит и наш экспонат, подстаканники в большинстве своем производились из нержавеющей стали, алюминия. Это был отличный вариант сувенирной продукции, как и в нашем случае со Смоленском.

2.    Серебряный подстаканник с силуэтом лося. Фанатам одноразовых предметов и пакетированной заварки (для которых не важна эстетика чайной церемонии, а имеет значение лишь то, что потом не надо тратить время на мытье посуды) трудно представить, что любители старины готовы выложить за необычный подстаканник и 7, и 25, и 40, и 84 тысячи рублей. Меж тем, это реальные предложения с площадок электронной коммерции.
Наш экспонат тоже не дешевка – наверняка принадлежал уважаемому человеку. C большой долей вероятности можно предположить, что он был охотником. Во всяком случае, аналогичные подстаканники размещаются в Интернете с пометкой «для охотников».  Возможно, подстрелить лося было заветной мечтой бывшего владельца подстаканника. Охота на лося считается задачей нетривиальной даже для опытного стрелка, ведь это животное, хоть и выглядит неуклюжим, является очень сильным и осторожным, обладает хорошим обонянием и слухом, позволяющими «засечь» человека за много километров…
Помимо запоминающегося дизайна наш экспонат по-прежнему функционален, но это не учли те, кто отправили его в контейнер с отходами.

3.    Подстаканник с парусником и гербом России. По виду, наш экспонат из тех, что много повидал на своем веку. Однако впечатление обманчивое – предмету явно не больше 30 лет. Это доказывает надпись «Россия» и современный герб нашей страны. С большой долей вероятности, этот подстаканник был изготовлен после 2017 года.
Дело в том, что на длительном отрезке современной истории России тиражирование герба страны разрешалось только в  случаях, специально оговоренных нормами законодательства. Иначе грозила административная и даже уголовная ответственность. А в 2017 году был принят закон, позволяющий так называемое «неофициальное использование» герба, его изображение на сувенирной и подарочной продукции и (цитата!) «в других случаях в повседневной жизни при проявлении патриотических чувств». Сделано это было, согласно комментариям законотворцев, для популяризации государственной символики, воспитания гражданственности и патриотизма.
Впрочем, воспроизведение государственного герба на официальных бланках и печатях  остается прерогативой федеральных органов государственной власти. Так что не все табу отменены.

4.    Подстаканник для желанного Олега. Когда среди выброшенных вещей ты видишь предмет сприватной гравировкой – а именно таким и является данный экспонат – это может привести в смятение. Ощущение схожее с тем, что бывает, когда читаешь сокровенное признание, которое автор впопыхах отправил не по адресу...
Пользуясь методом дедукции, можно установить, что этот презент - от пылкой женщины для много значащего для нее мужчины по имени Олег. Она, не скупясь, заплатила дополнительные деньги за гравировку своего подарка надписью с эпитетом «желанный». Это ведь прилюдное признание в любви, не так ли?! Судя по дате – 2005 г. – страсти полыхали совсем недавно. Что же стряслось? Чувство осталось без ответа, но сердцеед Олег еще несколько лет хранил подстаканник среди других любовных трофеев, а потом остепенился и выбросил их на помойку? Или подарок отправился в мусорный контейнер из-за коварной измены? Пусть ваше собственное воображение дорисует финал этой романтической истории…

5.    Низкий подстаканник под кофейную чашку. Этот экспонат музея «Культурный слой» напоминает нам о том, что первыми в Европе пить кофе начали турки. Они же создали и свою кофейную церемонию, которая предусматривала использование знаменитой медной турки и маленьких фарфоровых или стеклянных чашечек без ручки. Понятно, что держать в руке такую чашечку с обжигающе горячим напитком – сложно. Для решения проблемы был изобретен зарф (от арабского слова «конверт»). Антикварные зарфы – это настоящие произведения искусства. Наш экспонат выполняет функцию зарфа, однако таковым не является. Это именно подстаканник, только низкий, - для кофейных чашечек без ручек.
Добавим, что когда мода на кофе достигла остальных стран Европы, там ценители этого ароматного напитка предпочли наслаждаться им в привычных чашках с ручками.  Однако в продаже, в том числе и в России, встречаются симпатичные маленькие чашечки для кофе без ручек. Для владельцев такой посуды и выпускались низкие подстаканники…

6-7.    Подстаканники. Монотонный стук колес, сменяющиеся за окном пейзажи и горячий чай в стакане, держать который, не обжигаясь, помогает подстаканник. А с чем еще ассоциируется путешествие в поезде у представителей старшего поколения? Простая, но удобная подставка цилиндрической формы с ручкой улучшает устойчивость стакана и отлично «нейтрализует» высокую температуру. Считается, что если не изобретением, то популяризацией подстаканника мы обязаны графу Сергею Витте — в его бытность директором Департамента железнодорожных дел Министерства финансов и министром путей сообщения Российской империи (конец 19 века). В ходу и другая версия — согласно ей, подстаканники в нашей стране стали использоваться с 1720-х годов, с момента появления новых правил этикета, предписывающим женщинам пить чай из фарфоровых чашек, а мужчинам — из стаканов. Впрочем, ряд экспертов полагает, что подстаканники вошли в употребление в нашей стране где-то с 1631 года, когда в Россию был завезен черный чай и металлические аксессуары для стаканов зарубежного производства. Собственно, В конце 17 века в России развивается производство стекла и появляется дешевая стеклянная посуда. Как следствие — уже в 18 веке начало производства в Туле простеньких подстаканников из латуни.
Изначально специальная «одежда» для горячего стакана активнее применялась в домах высшего и среднего сословий, а в крестьянских и рабочих семьях чай разливали по блюдцам. Что же касается знати, то дизайн подстаканников для состоятельных россиян представлял собой образцы настоящего искусства — при их изготовлении использовалось серебро, эмали, замысловатые узоры и орнаменты. Коллекционеры антиквариата знают, что подстаканники делали даже знаменитые ювелирные мастера, в том числе — Фаберже, Клингерт, Хлебников, Грачев. Сейчас стоимость редчайших аксессуаров чайной церемонии доходит до нескольких десятков тысяч долларов.
Основная же масса подстаканников выпускалась из мельхиора, латуни, меди, серебра. Самое большое производство России находилось во Владимирской области, в городе Кольчугино. В советское время изготовлением подстаканников занималось более 15 заводов, в дизайне использовались звезды, серп и молот, памятники архитектуры, природа, животные, герои народных сказок.
Удивительно, что изящные, ажурные, оригинального дизайна подстаканники оказались в мусорном контейнере, а далее — в числе экспонатов «Культурного слоя». Ведь на волне ностальгии по СССР винтажный стиль приобретает все новых и новых адептов, а использование подстаканников вновь становится актуальным. Хотя термокружки явно дают им фору.