Иконы

1.    Икона Пресвятой Богородицы «Достойно есть». В экспозиции музея «Культурный слой» с недавних пор имеется один из самых известных образов Богородицы - икона Божией матери «Достойно есть». Её празднование установлено 24 июня. Этот образ Богородицы еще называют Милующая. Название объясняется тем, что по великой своей милости Пресвятая Дева непрестанно ходатайствует перед Своим Сыном за недостойных и грешных людей.
Согласно православному преданию, один из молодых послушников в уединенной келье затеплил свечу перед иконой «Достойно есть» и стал молиться. Услышав стук в дверь, он отворил её и впустил незнакомца в монашеском одеянии. Оба они преклонили колени перед иконой и стали молиться. Когда настал момент славить Богородицу, слова звучали вразнобой. Незнакомец пояснил: «не так у нас величают Божию Матерь». Когда молодой послушник посетовал на то, что ему некуда записать текст молитвы «Достойно есть», ангел, явившийся юноше в образе монаха, просто начертал слова на камне и растворился в воздухе.
Молитвой «Достойно есть» заканчивается ежедневное молитвенное правило, то есть обязательная последовательность молитв, которые верующие читают самостоятельно, дома.

2.    Икона святой мученицы Любови. Дата памяти этой святой - 30 сентября. Она была младшей из трех дочерей святой Софии. Мама приучала своих дочерей Веру, Надежду и Любовь к христианской жизни: молитве, постничеству, милосердию. Император-язычник Адриан судил их за веру и приказал истязать.
Согласно православным преданиям, Любовь, которой было всего 9 лет, была избита палками, затем ее хотели бросить в печь, но первой туда вошла мать. Увидев, что София осталась невредимой, стражники отсекли девочке голову. Святая София погребла тела дочерей и через три дня отошла ко Господу…

3.    Икона Пресвятой Богородицы «Непраздная». Перед вами одна из редких местночтимых икон Пресвятой Богородицы. «Местночтимая» означает, что она почитается в определённой местности (например, в пределах некоего региона, отдельной епархии или даже конкретного монастыря), а не в общецерковных масштабах. Несмотря на то, что образ Девы Марии «Непраздная» не получил еще широкого распространения, он пришелся по душе многим женщинам. Эта икона воспринимается как символ материнства.
В прежние времена беременную, готовящуюся стать матерью женщину называли в народе «непраздной», то есть пребывающей в состоянии, противоположном праздности. В этом состоянии и изображена тут Дева Мария. Православные эксперты указывают на то, что этот образ не соответствует общепринятым иконографическим типам. Ведь перед нами одиночное ростовое изображение Пресвятой Богородицы, тогда как в большинстве случаев мы видим Деву Марию с младенцем Христом. Здесь же она предстоит, поднявши правую руку к голове, утирая слезы, а левою указывает праведному Иосифу, что «мужа не знает» и является Девою…
Что же касается происхождения иконы, то древняя фреска с изображением Пресвятой Богородицы «Непраздной» была обретена в грузинском монастыре при реставрации фресок 14 века. С нее (в 21 веке) и был написан не один список.
Перед этой святыней молят о даровании чадородия те, кто этой способности в силу каких-либо обстоятельств лишен, просят помощи во время родов и после рождения ребенка, ходатайствуют о воспитании детей в благочестии, о дальнейшем их благополучии.
Празднование иконы Пресвятой Богородицы «Непраздная» совершается 23 августа /5 сентября.
Нам остается только догадываться, почему данная икона оказалась на сортировочной ленте КПО Восток. Не хотелось бы думать, что отчаявшаяся родить женщина выбросила образ Девы Марии в мусорный контейнер…


4.    Меднолитая икона Божией Матери «Страстная». С большой долей вероятности, данный экспонат музея «Культурный слой» - это предмет, принадлежавший старообрядцам, то есть представителям религиозного течения, отвергающего предпринятую в 1651-1660-х годах московским патриархом Никоном и царём Алексеем Михайловичем церковную реформу. Эксперты считают, что именно староверы активнее использовали меднолитые иконы. Тому есть несколько причин. Во-первых, медное литье отличалось легким тиражированием – достаточно было иметь матрицу (с зеркальным отображением отливаемой формы). Такие иконы стали символизировать вечность, истинную веру, ведь в силу своей прочности они  отлично сохранялись и могли передаваться от старшего поколения к младшему. Во-вторых, в условиях гонений меднолитые иконы гораздо лучше подходили к жизни в странствиях, были защищены от трещин и т.д. Однако изготовление медных икон распространилось по всему государству, выйдя далеко за границы областей проживания старообрядцев, так что наш экспонат вполне мог принадлежать и представителям РПЦ...
Что касается типа иконы, то, вне всяких сомнений, это «Одигитрия», что в переводе с греческого означает «Путеводительница». Это один из наиболее распространенных в византийском и русском искусстве образов. Богословская идея этого образа состоит в том, что Богородица как бы указывает верующим на Того, к Кому должны быть обращены их помыслы и молитвы…
Название иконы – «Страстная». Её композиционные особенности описываются так. Богородица склонила свой лик к Богомладенцу. Богомладенец держит Богородицу за руки. Лик Иисуса отвернут от предстоящих мук на кресте. Рядом с ликом Богородицы два Ангела держат орудия Страстей Господних - губку, копие и крест.
Церковь чтит Страстную икону Божией Матери 26 августа по новому стилю. Перед этой иконой часто молятся об избавлении от недугов телесных и душевных, об освобождении от мыслей о самоубийстве, о помощи во всяких делах, о прощении грехов.

5.    Икона Николая Чудотворца в серебряном окладе. Святитель Николай Чудотворец, архиепископ Мир Ликийских, прославился как великий угодник Божий. Дни его памяти совершаются: 6 (19) декабря (день праведной кончины); 9 (22) мая (день прибытия мощей в город Бари); каждый будничный четверг (в храмах читается Акафист ему).
Имя скорого помощника и молитвенника за всех, притекающих к нему, известно во всех концах планеты, у многих народов. В нашей стране нет, пожалуй, ни одного города без Никольского храма, в крайнем случае – придела в храме, то есть специально выделенной части основного здания церкви. А икона святителя имеется у большинства верующих россиян, подтверждением чему является данный экспонат музея «Культурный слой».
Любопытно, что именно этот святой стал прототипом Санта Клауса и Деда Мороза. Традиция дарить подарки от его имени опирается на несколько легенд о том, что при жизни Николай Мирликийский щедро помогал попавшим в нужду, бедствующим. Например, он трижды подбросил в дом разорившегося горожанина мешочки с деньгами, благодаря этому пожертвованию три дочери обедневшего получили приданое и благополучно вышли замуж. Интересная деталь: третий брошенный в открытое окно мешочек с деньгами угодил в носок, вывешенный на ночь на просушку. Отсюда, и пошла традиция прятать подарки в носки. По другой, схожей, версии, архиепископ Николай часто подбрасывал монеты в ботинки детей из бедных семей, очень радовавшихся утром обнаруженным сокровищам…
Почитание в нашей стране чудотворца было столь широким, что крестьяне, которым было трудно понять сложный догмат о Святой Троице,воспринимали Николая Угодника как одно из лиц Святой Троицы (наряду со Спасителем и Пресвятой Девой)…

6.    Икона Божией Матери «Неопалимая Купина». Перед нами – особо любимый сельским населением образ. Жившие в деревянных избах и часто страдавшие от пожаров, наши предки  молились перед иконой «Неопалимая Купина» для спасения от стихий. В то же время считается, что это один из самых сложных по композиции и толкованию образов, «концентрат» символов и персонажей Священного Писания.
«Неопалимая Купина» - это ветхозаветное событие, описанное в книге Исход Библии. Недалеко от Синая пророк Моисей, пасший овец, увидел горящий, но не сгорающий куст. Бог, обратившись к нему из пламени, повелел вывести народ Израиля из Египта в обетованную землю. Христиане видят здесь прообраз Божией Матери, которую не опалил огонь Божества при Непорочном Зачатии.
Изображение Богородицы заключено в восьмиконечную звезду, образованную двумя четырехугольниками - зеленым и красным (цвета куста и объявшего его пламени). Восьмиконечная звезда символизирует вечность, рай, конечное преображение, Небесный Иерусалим. Богоматерь собрала вокруг Предвечного Младенца силы земные и небесные.
Общецерковное празднование этой иконе 4 сентября (17 сентября по новому стилю) было установлено в 1680 году.

7.    Икона «Воскресение Христово». Пасха – самый главный, самый светлый, самый радостный праздник в христианстве. Наш экспонат – икона, посвященная этому важнейшему событию, которое, как ни парадоксально звучит мысль, не описывается в Евангелии.  Откройте Библию и убедитесь сами: религиозный текст сообщает лишь о том, что женщины, пришедшие помазать тело Господа и не нашедшие его, получили весть о Воскресении от ангела.
Поиск ответа на вопрос, как изобразить то, что не описывается словами, привел католиков и православных к разным результатам. На Западе Христос изображается встающим из гроба. В Его  руке светлое знамя с изображением креста как знак победы Сына Божия над смертью, а рядом с Ним в ужасе падают на землю стражники. Однако это не соответствует реалиям, ведь Воскресение совершилось в тайне, никто из людей его не видел. В православной традиции принято показывать не внешнюю сторону события, а его смысл, два деяния воскресшего Христа: попрание разрушенного ада и спасение человечества. Эта иконография отражает учение Церкви о том, ради чего Господь воплотился, умер, и что произошло в Его Воскресении.
Канон образа «Воскресение Иисуса Христа» строго определен,  каждый образ в нем вносит дополнительное богословское значение. Как правило, на таких иконах изображаются Адам и Ева. Нередко (но не в нашем случае) Христос держит Адама за запястье – тем самым демонстрируется переход праотца во власть Спасителя, его избавление от уз грехопадения. Искусствоведы отмечают: если на иконе Преображения Господня апостолы падают на лица, не вынеся Фаворского света, то на иконе Воскресения Христос призывает и даже тянет Адама и Еву в этот свет, внутрь «славы». Тем самым провозглашается возможность преображения и обожения для любого человека…
Неотъемлемой частью иконы являются изображения Царя Давида и сына его Соломона (на фото экспоната музея «Культурный слой» вы видите царственных персон слева). За своей матерью Евой в одежде пастуха из овечьих шкур расположен первый ветхозаветный праведник, невинноубиенный мученик Авель. Узнаваем и образ Иоанна Крестителя, последнего ветхозаветного пророка. Они включены в пространство иконы для того, чтобы подчеркнуть тему Сыновства Христа и жертвенности Его служения. Эксперты обращают наше внимание на то, что все перечисленные персонажи связаны между собой кровными узами, это члены одной общечеловеческой семьи, история которой протянулась от сотворения до искупления…

8.    Книга с житием и Акафистом Иоанну Богослову. Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов слывет любимым учеником Христа. Это был самый юный среди двенадцати апостолов и очевидец ключевых событий Евангелия. Он присутствовал с Господом на горе Фавор в момент Преображения Христа, следовал за Учителем, когда Его, преданного Иудой, вели из Гефсиманского сада на суд первосвященников. Уже с Креста, обращаясь к Богородице, Господь сказал про Иоанна: «Жено, се сын Твой» и промолвил Иоанну: «Се Мати твоя».  Вплоть до самого Успения Дева Мария жила в его доме. Иоанн – единственный из двенадцати апостолов, которому не была уготована мученическая кончина. Он дожил до ста лет, написал изобилующее удивительными подробностями Евангелие и самую загадочную книгу Библии – Апокалипсис.
На иконах символическим изображением Иоанна Богослова стал орел, что указывает на высокое парение его мыслей и чувств.  Это у него мы читаем: «Слово было Бог».
День Иоанна Богослова отмечается Православной Церковью дважды в году: 9 октября по новому стилю (день окончания земного пути святого апостола) и 21 мая (день, когда на его могиле на протяжении многих столетий происходили чудеса). Также верующие почитают апостола и евангелиста Иоанна 13 июля, когда празднуется Собор всех двенадцати апостолов. В эти дни принято читать Акафист, вспоминать его житие, что, видимо, и делал в свое время владелец нашего экспоната.

9.    Икона Богородицы «Казанская». В экспозиции «Культурного слоя» есть несколько икон Богородицы «Казанская». На православных информационных ресурсах много интересных сведений об этом образе. Но далеко не все знают, что образ признан чудотворным в день обретения. Поводом стало засвидетельствованное прозрение двух слепцов, следующих за иконой во время переноса ее в храм.
К малоизвестным фактам относится и то, что первыми монахинями монастыря, который  повелел основать в Казани во имя обретенной иконы Пресвятой Богородицы Иван Грозный, стали Матрона и ее мама, благодаря которым и был обнаружен образ.
Сообщается также, что в 1636 году Казанский образ был признан государственной святыней - «палладиумом царского дома Романовых, защитницей столицы царства и охранительницей трона».

10.    Икона Пресвятой Богородицы «Одигитрия» Смоленская. Подвергшийся коррозии образ Божией Матери, возможно, отголосок тех времен, когда Церковь в нашей стране была гонимой, когда разрушались храмы, а иконы прятались в потайных местах. Похоже, наш экспонат длительное время находился в сырости…
Композицию смоленского образа «Одигитрии» эксперты описывают так: Богоматерь и Младенец Христос изображаются почти фронтально, их обращенные к молящемуся лики не соприкасаются. Глава Богородицы может быть немного наклонена к Сыну, рука поднята в молитвенном жесте на уровне груди. Богомладенец правой рукой благословляет верующих, левой - держит свиток, реже - книгу. Первообраз Смоленской Богородицы очень древний и, согласно православному преданию, написан самим апостолом Лукой.
В честь иконы установлено два праздника: 10 августа (в связи с возвращением Смоленска России в 1525 году) и 7 декабря (в память заступничества Богородицы при битве с Батыем в 1239 году).

11.    Икона  святой мученицы Любови. Видимо, эта икона принадлежала некой Любе, ведь при крещении детям принято дарить образы (наши бабушки говорили образа) их небесных покровителей. Память этой святой совершается 30 сентября, соответственно, девочки, девушки и женщины,  крещенные в честь святой Любови, отмечают в этот день свой День Ангела.
Кстати, в этот же день чествуют еще Веру, Надежду и Софию, так как все эти четыре мученицы составляли одну благочестивую римскую семью и претерпели страдания за веру вместе, в один день. Вот почему есть традиция изображать Веру, Надежду, Любовь и мать их Софию вчетвером на одной иконе. Но и наш вариант – тоже канонический образ.
Любовь была младшей из сестер, ей было всего 9 лет, когда император-язычник потребовал от Софии и ее дочерей отречься от веры. Все они решительно отказались от этого и были подвергнуты страшным мучениям. 
Святым мученицам Вере, Надежде, Любови и Софии молятся о здравии и благополучии детей, наилучшем устроении их жизни, а также о мире и понимании между родителями и детьми. Женщины, отчаявшиеся забеременеть, просят молитв святых мучениц о появлении на свет долгожданного младенца.

12-13.    Казанская икона Божией Матери. Перед вами один из самых известных и почитаемых, наиболее тиражируемых образов Пресвятой Богородицы.
Обстоятельства и место явления этой иконы очень необычны – считается, что образ был найден в Казани, когда население этого города было преимущественно мусульманским. На тот момент всего 27 лет миновало со дня взятия Казани войсками Ивана Грозного в 1552 году. Есть сведения, что накануне явления – в июне 1579 года – в городе полыхали пожары,  и многие местные жители возлагали вину за это на христиан. Вот в такой неспокойный период на пепелище была выкопана икона, названная впоследствии Казанской.
Православные гордятся тем, что этот образ связан с рядом ключевых событий истории нашей страны. В частности, народное ополчение под руководством князя Дмитрия Пожарского и Кузьмы Минина именно с иконой Казанской Божьей Матери освобождало Москву от польских захватчиков. В честь этого важного события в столице был возведен Казанский собор на Красной площади.
Казанский собор – один из главных храмов и Санкт-Петербурга. После Отечественной войны 1812 года он стал храмом-памятником русской армии, здесь похоронен главнокомандующий русской армии Михаил Кутузов.
С момента своего явления и вплоть до начала 20 века оригинал иконы постоянно находился в Богородицком женском монастыре Казани, на месте своего чудесного обретения. Однако в 1904 году образ был похищен. Новый поворот в истории с Казанской иконой произошел в 2004 году - из Ватикана в Москву был передан один из старинных списков образа.
7 апреля 2011 года космический корабль «Юрий Гагарин» доставил икону Казанской Божией Матери на Международную космическую станцию.
Церковь чествует икону дважды в год: 21 июля – в день дивного явления лика Пречистой Богоматери в Казани; 4 ноября – вспоминая освобождение столицы страны от интервентов в 1612 году.

14.    Икона Господа Вседержителя «Спас в силах». Фигура Иисуса Христа является центральной в христианстве. Он живое олицетворение Бога, одна из его ипостасей, наиболее близкая и понятная человеку, так как пребывал среди людей в телесном облике.
Наш экспонат дает представление о том, как с древности изображался Спаситель. На данной иконе мы видим его как Властителя видимого и невидимого (духовного) мира, Владыку жизни и смерти, Судию, который воздает каждому из нас по вере и деяниям. Суровый и неподкупный и одновременно долготерпеливый и всепрощающий – таким старались донести Его до нас иконописцы. Он скорбит о человеческих грехах, но готов помиловать всякого кающегося.
Образ Господа Вседержителя легко узнаваем, его характерными признаками являются: Евангелие в левой руке Христа (это символ Его власти и истинного учения, которое Он несет людям); благословляющая правая рука Спасителя. Существуют поясные, погрудные, ростовые изображения Христа, а также в окружении ангелов. Еще один вариант – он и попал в экспозицию «Культурного слоя» - образ Господа, восседающего на престоле как Царь Царей. Здесь мы видим явление Иисуса Христа в силе и славе в конце времен, в Его Второе пришествие.  Этот тип икон принято называть «Спас в Силах».  Этот образ часто помещается над царскими вратами храма, по центру иконостаса, перед ним происходит Причастие мирян Святыми Тайнами.

15-16.    Образ Богородицы «Утоли моя печали». Вглядитесь в икону! Какой светлый и теплый образ! Обратите внимание на руку, приложенную к чуточку склоненной голове Небесной Владычицы. Как и многие детали любой иконы, жест Пречистой Девы – это символ. Знак Ее заступничества за тех, кто, изнемогая от душевной или телесной боли, со слезами молит о Её помощи, уповает на Её милосердие. Жест символизирует, что Пресвятая Богородица всегда прислушивается ко всем, кто ходатайствует о Её поддержке…
По церковному преданию, незадолго до успения Пресвятой Богородицы на свитке были запечатлены Её сердечные желания и воздыхания. Начинался свиток с прошения: «Утоли печали воздыхающей Моей души», обращенного к Искупителю. Этим и объясняется название образа, который почитается у православных как чудотворный.
О духовном значении иконы можно судить по содержанию праздничного тропаря, поющегося 7 февраля, в день почитания данного лика в храмах. В нем говорится об утолении всякой слезы от лица земли, о разрушении скорби грешных. Православные верят в то, что Пресвятая Дева неустанно взывает к Своему Милосердному Сыну о снисхождении к людским слабостям.

17.    Икона Святого Архангела (Архистратига) Михаила. «Никто не равен Богу», или же «Кто, как Бог» - вот что в переводе с еврейского означает имя Михаил. Согласно православному преданию, именно эти слова произнес предводитель ангельского воинства, вышедшего на битву с отпавшим от Бога ангелом Люцифером (ныне называемым сатаной) и другими падшими ангелами, ставшими бесами. В итоге, сатана был низвержен с неба, а Архистратиг Небесных Сил бесплотных почитается верующими.
Его имя вы встретите в Новом завете, в Послании святого апостола Иуды (не надо путать его с Иудой Искариотом!). Там грозный ангел являет нам образец смирения. Не смея произнести укоризненного суда в споре, он лишь говорит: «да запретит тебе Господь» (Иуд. 1:9)
В православном календаре есть две даты, связанные с Архангелом Михаилом. Это 21 ноября - Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. В народе его называли «Михайлов день» и очень любили, ведь после летне-осенней страды для крестьянина это была первая возможность расслабиться…
Вторая дата – это 19 сентября - память чуда в Хонех, отмечаемая в связи с чудесным спасением христианского храма от разорения язычниками, планировавшими затопить церковь.
Имя Архистратига в нашей стране увековечено в названии города Архангельск. Вначале там был основан монастырь, а впоследствии при нем образовался посад, поселились жители. 5 апреля 1596 года документы впервые упоминают «Архангельский город».

18.    Икона преподобного Серафима Саровского. Мощи этого угодника Божия – это одна из самых почитаемых святынь Русской Православной Церкви. Они хранятся в Дивеевском женском монастыре.
Подвижник известен отшельнической жизнью. В какой-то момент своей жизни он принял на себя и подвиг молчальничества: при случайной встрече с людьми он падал на колени и опускал лицо на землю, оставаясь так, пока люди не уходили. Среди его духовных подвигов упоминается и стояние на камне. Церковные источники сообщают: молитву на камне с воздетыми руками, как древние столпники, преподобный Серафим совершал тысячу дней и ночей. Ночью, никем не видимый, скрывая свой подвиг, святой молился на большом камне в лесу (впоследствии камень был расколот и разобран богомольцами как святыня), а днем творил молитву, стоя на небольшом камне в келье.
Наш экспонат – это как раз отображение молитвы на камне в лесу.
Православные почитали старца Серафима  как чудотворца уже при его жизни. Дни памяти преподобного Серафима Саровского – это 1 августа и 15 января.

19.    Икона «Христос Пантократор». Если судить по церковным источникам, то вариантов написания лика Иисуса Христа не так много.
Наш экспонат – один из наиболее распространенных образов, образ Христа Пантократора (Вседержителя), творящего Вселенную, держащего все в Своей руке. Специалисты по иконографии поясняют, что эта икона несет в себе идею пребывания Христа на земле как Богочеловека. Именно с этим связаны красно-синие одежды Господа, символизирующие Его двуединую природу (красная – человеческую, синяя – небесную, Божественную).
Обратите внимание на закрытое Евангелие в руке Спасителя. Эта деталь напоминает нам слова Христа: «Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется…» ( Ин . 10: 9). Обычно такой образ помещается в иконостасе возле Царских врат. Но в храме верующие лишь приближаются к тайне, которая откроется людям в день Страшного Суда, когда «все тайное станет явным », с Книги Жизни будут сняты печати, и Слово будет судить мир.
Примечательный факт:  называемый искусствоведами греко-семитский тип изображения Спасителя (лицо с большими глазами, с прямым тонким носом, темные, но не черные волосы до плеч, небольшая борода) – не единственный. В частности, эфиопы рисуют Христа темнокожим, китайцы – с узкими глазами, а в рублевское время на Руси Иисусу придавали славянские черты, изображая Его с русыми волосами и светлоглазым…

20.    Складень венчальный в бархате. Этот экспонат – очевидец радостного события в жизни любящей пары. Ведь такие складни дарят на свадьбу или венчание.
Иконой Спасителя благословляется муж, чья роль отныне - защитник, заступник, «спаситель» своей жены и будущих детей. Образ Вседержителя на протяжении всей жизни должен напоминать отцу семейства о великой ответственности перед своими близкими. Евангелие, которое держит Господь, открыто на странице с важнейшей заповедью: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга». В верхних и нижних углах иконы Спасителя можно увидеть лики апостолов Иоанна, Матфея, Луки и Марка, авторов Евангелий. Орел при евангелисте Иоанне символизирует высоту евангельского учения и сообщаемых в нем божественных тайн. При евангелисте Матфее традиционно изображается Ангел, как символ мессианского посланничества в мир Сына Божия, предреченного пророками. Евангелист Марк соседствует со львом, что знаменует могущество и царственное достоинство Христа. Евангелиста Луку изображают с тельцом, тем самым подчеркивая жертвенное, искупительное служение Спасителя.
Иконой Богородицы при венчании благословляется жена. Её роль - хранительница очага, мать. Наш экспонат представляет собой наиболее распространенный образ Приснодевы Марии, используемый во время бракосочетания, то есть Казанскую икону Богоматери, защитницу семейного благополучия. В верхних и нижних углах этой иконы мы видим лики четырех великих пророков Ветхого завета – Исайи, Иеремии, Даниила, Иезекииля.
Во время великого таинства икона Спасителя и Казанской Божьей матери лежат на аналое перед алтарем. Держа в руках эти образы, обвенчанные супруги выходят из храма в новом статусе.
Желательно, чтобы складень был не просто одним из аксессуаров свадебной церемонии. Иконы, выбранные для венчания, должны сопровождать супругов всю жизнь. Перед этими образами паре следует молиться и в радостные дни, и когда наступает «черная полоса».
Если венчальный складень оказался в мусорном контейнере, это может свидетельствовать о крахе семейного союза…