Подстаканник

Монотонный стук колес, сменяющиеся за окном пейзажи и горячий чай в стакане, держать который, не обжигаясь, помогает подстаканник. А с чем еще ассоциируется путешествие в поезде у представителей старшего поколения? Простая, но удобная подставка цилиндрической формы с ручкой улучшает устойчивость стакана и отлично «нейтрализует» высокую температуру. Считается, что если не изобретением, то популяризацией подстаканника мы обязаны графу Сергею Витте — в его бытность директором Департамента железнодорожных дел Министерства финансов и министром путей сообщения Российской империи (конец 19 века). В ходу и другая версия — согласно ей, подстаканники в нашей стране стали использоваться с 1720-х годов, с момента появления новых правил этикета, предписывающим женщинам пить чай из фарфоровых чашек, а мужчинам — из стаканов. Впрочем, ряд экспертов полагает, что подстаканники вошли в употребление в нашей стране где-то с 1631 года, когда в Россию был завезен черный чай и металлические аксессуары для стаканов зарубежного производства. Собственно, В конце 17 века в России развивается производство стекла и появляется дешевая стеклянная посуда. Как следствие — уже в 18 веке начало производства в Туле простеньких подстаканников из латуни.
Изначально специальная «одежда» для горячего стакана активнее применялась в домах высшего и среднего сословий, а в крестьянских и рабочих семьях чай разливали по блюдцам. Что же касается знати, то дизайн подстаканников для состоятельных россиян представлял собой образцы настоящего искусства — при их изготовлении использовалось серебро, эмали, замысловатые узоры и орнаменты. Коллекционеры антиквариата знают, что подстаканники делали даже знаменитые ювелирные мастера, в том числе — Фаберже, Клингерт, Хлебников, Грачев. Сейчас стоимость редчайших аксессуаров чайной церемонии доходит до нескольких десятков тысяч долларов.
Основная же масса подстаканников выпускалась из мельхиора, латуни, меди, серебра. Самое большое производство России находилось во Владимирской области, в городе Кольчугино. В советское время изготовлением подстаканников занималось более 15 заводов, в дизайне использовались звезды, серп и молот, памятники архитектуры, природа, животные, герои народных сказок.
Удивительно, что изящные, ажурные, оригинального дизайна подстаканники оказались в мусорном контейнере, а далее — в числе экспонатов «Культурного слоя». Ведь на волне ностальгии по СССР винтажный стиль приобретает все новых и новых адептов, а использование подстаканников вновь становится актуальным. Хотя термокружки явно дают им фору.