Предметы интерьера

1.    Зеркало. Такие зеркала теперь продаются в антикварных магазинах. Впрочем, у вас может быть такое благодаря бережливости родственниц старших поколений. В любом случае, это привет из старины. Настольное зеркало всегда нужно было иметь под рукой. Да, в распоряжении красавиц и модниц были огромные настенные зеркала. Однако трюмо или даже трельяж (трехстворчатое зеркало с тумбой в основании и выдвижными ящичками) дает общее впечатление о том, как ты выглядишь. А вот детали макияжа лучше исправлять, всматриваясь в настольное зеркало. Как и этот предмет из нашего музея, их очень часто делали овальной формы. Высота экспоната — 27 см, ширина — 18, размер самого зеркала — 12 см на 8 см, оно крутящееся. Металлическая поверхность окрашивалась, нередко — под бронзу или серебро, чтобы визуально подтвердить благосостояние владелицы. Наверняка и наш экспонат долго служил какой-нибудь нашей землячке, представительнице прекрасной половины человечества. Нетрудно представить, как собираясь в гости или на работу, она, глядя в настольное зеркало, проверяла, ровно ли лежит помада, не размазалась ли тушь …

2.    Зеркало-перевертыш «Клоун». Привычным предметом домашнего обихода зеркало стало лишь в 20-м веке. И это несмотря на то, что сама история существования зеркал насчитывает тысячелетия. В древности они изготавливались из отполированного до зеркального блеска обсидиана, пирита, горного хрусталя, позже из пластин серебра, золота, бронзы и меди. В начале 16 века впервые получают листовое зеркальное полотно. В нашей стране зеркала вплоть до петровских времен были заморскими вещицами. Лишь по приказу императора была построена первая мануфактура — производство зеркал.
Как предмет роскоши, они украшались лепниной, чеканкой, ковкой, керамикой, художественной резьбой по дереву. Соответствующие традиции нашли свое отражение в довольно хорошо сохранившемся экспонате музея «Культурный слой». Перед вами — зеркало-перевертыш: с одной стороны клоун веселый, с обратной — грустный. Обрамление зеркала — из металла, довольно тяжелое. Высота — 25 см. В мусорном контейнере оно оказалось, скорее всего, из-за трещины. Существует поверье, что смотреться в разбитое или треснувшее зеркало — не сулит ничего хорошего, этого делать не стоит, желательно поскорее избавиться от поврежденного предмета обихода. Этому суеверию, похоже, и обязан оригинальный перевертыш своим появлением в нашей экспозиции.

3.    Статуэтка Индусская. Когда политика государственного атеизма дала слабину, в Россию хлынули сектантские учения, эзотерические практики, лженауки вроде астрологии и фэн-шуя. Духовные искания отразились и в материальной сфере. Зримым доказательством этой тенденции жизни российского общества и является статуэтка из коллекции «Культурного слоя». Она здесь в гордом одиночестве, хотя чаще ее покупают для себя или дарят близким в компании еще двух персонажей. Дело в том, что в китайской мифологии есть красивая легенда про три звезды в Большой Медведице, однажды вспыхнувшие особенно ярко. Этим, согласно фэн-шую, и был обусловлен приход в мир людей трех старцев, готовых стать могущественными покровителями для всякого, кто обратится к ним.
Звездных старцев считают очень сильными талисманами. Первого из них, а это и есть наш экспонат, зовут Лу-Син. В своих руках он держит ребенка. Это символ крепкой и дружной семьи, любви, уважения и взаимопонимания. Также, это символ детей в семье. Второй — Фу-Син — обычно держит в своих руках монету и символизирует успех в делах и карьерный рост. В руках третьего старца — Шоу-Сина — традиционно помещается посох. В этой троице он отвечает за здоровье и долголетие.

4.    Статуэтка Пальма. Перед вашими глазами наконечник для карниза. Разные производители и поставщики предлагают схожие товары под названиями «Флора», «Лилия», «Флёр». Как известно, наконечник предназначен для декоративного оформления карниза, делает оформление окна при помощи карниза и текстиля завершенным и продуманным в деталях.
Что касается истории создания карнизов, то специалисты ведут отсчет с Древнего Египта. Именно в долине Нила появляются первые попытки украшения жилища. С учетом имеющихся подручных материалов первые шторы и карнизы изготавливали из бамбука.
После средневековья в эпоху Ренессанса шторы получают все большее применение. Карнизы для штор становятся не просто предметом интерьера, а элементом роскоши. Они изготавливались из дерева или металла, украшались резьбой, гравировкой, позолотой, лепниной.
Стиль ампир внёс свой вклад в развитие штор и карнизов. В украшениях и материалах в основном начинает использоваться военная тематика. Наконечники для карнизов выполняются в виде копья, лаврового венка, орла.
Современная мода вобрала в себя все достижения предыдущих столетий. Теперь дизайнеры рекомендуют подбирать карниз, наконечники и шторы к интерьеру, а он может воспроизводить одну из ушедших эпох или быть ультрасовременным. В любом случае, именно шторы с карнизами, а не жалюзи создают уют и красоту в домах и квартирах.

5.    Статуэтка мишка. Этот небольшой деревянный бочонок с фигуркой косолапого сладкоежки на крышке и надписью «Башкирский мёд» неслучайно оказался в Подмосковье. Наименование «Башкирский мёд» — это защищенная торговая марка, про него отзываются как о самом лучшем и ценном в мире. Что характерно, даже одна из версий происхождения названия «Башкортостан» выдвигается лингвистами в связке с пчеловодством («баш» — «голова», «корт» — пчела). Бортничество, то есть сбор мёда, в республике осуществляется в традиционном виде — с естественных природных ульев — бортьев (так называется обжитое дикими пчелами дупло в старом дереве). Исстари башкиры не только искали такие дупла, но и создавали их искусственные аналоги, вырубая дупла, натирая их мелиссой и другими пахучими травами для привлечения пчел.
Что касается мёда, то в башкирском лакомстве очень высока доля глюкозы и фруктозы, легкоусвояемых организмом человека, и низкая доля сахарозы, сложно усвояемой организмом. Эти показатели намного превосходят критерии ГОСТа. Вдобавок республика отличается многообразием флоры на неповторимом ландшафте — здесь произрастает более 300 медоносов, с которых в промышленных масштабах пчелами собирается нектар. Таким количеством медоносов не может похвалиться ни один регион России и даже мира! Все это в совокупности и сделало башкирский мед неоднократным победителем международных выставок и ярмарок, продуктом, который везут в качестве подарка далеко за пределы республики, в том числе — в Подмосковье…

6.    Керамический кувшин «Подсолнечники». Еще один пережиток прошлого — керамический кувшин «Подсолнечники». Период изготовления — 80-е годы 20 века. Высота — 17 см.
Надо сказать, что кувшин — это посуда, которой люди пользовались на протяжении многих веков. Существует множество видов кувшинов, которые могут различаться по форме (она может быть округлой, удлиненной, цилиндрической, суженной кверху, пирамидальной), материалу и предназначению.
Интересный факт: в кувшинах не только хранили напитки и воду для омовения рук, их также применяли в качестве поглощающих эхо элементов при строительстве церквей. Потрясающая акустика старинных русских храмов объясняется грамотным расположением специальных горшков в непосредственной близости к куполу.
Сегодня кувшины выполняют скорее декоративную функцию, пылятся на полках, а достают их от случая к случаю. Впрочем, выпуск этой утвари не прекратился, правда, современные кувшины зачастую оснащаются жидкокристаллическим дисплеем, который отображает информацию о свежести молока. Либо монтируется охлаждающий элемент, но это касается пластиковых изделий.

7.    Музыкальная шкатулка. Перед вашими глазами ни что иное, как музыкальная шкатулка. В самом названии предмета — отсыл к старине, шлейф романтики и волшебства. Ныне скорее антиквариат, а в былые времена музыкальная шкатулка представляла собой не только необычный музыкальный инструмент, но и изысканную деталь интерьера. Опытные мастера «колдовали» над изготовлением одного такого устройства около полугода. Не всякому было под силу сделать музыкальную шкатулку, ведь помимо знания механики надо было обладать музыкальным слухом, тонким художественным вкусом. Соответственно, музыкальные шкатулки ручной работы котировались как произведения искусства. Первая фабрика по производству этих устройств была открыта в Швейцарии в 1815 году. Сейчас музыкальные шкатулки выпускаются как подарок для детей. Они, как и наш экспонат, производятся с использованием пластика и обычно способны проиграть несколько несложных мелодий.

8.    Шкатулка «С Новым годом!». Даже чуточку потрепанная, эта вещица вызывает искреннее восхищение, неподдельный восторг — ею нельзя не залюбоваться! Это красочная палехская шкатулка «С Новым годом!». По преданию, в леса на берегу речки Палешки бежали иконописцы из Владимира и Суздаля. До революции писали образа, а новая власть, религиозную тематику не приветствовавшая, вынудила мастеров переключиться на светские мотивы — сказки, былины. Писать миниатюры стали на шкатулках. Приятно сознавать, что шедевры палехских живописцев получили поистине мировое признание. В 1924 году палехские шкатулки произвели фурор на Венецианском художественном вернисаже. Итальянцы, влюбившиеся в изысканную красоту изделий из Палеха, даже ходатайствовали о направлении к ним в страну русских мастеров для организации школы. Художники приглашением пренебрегли. А уже через год после образования артели на Всемирной выставке в Париже палехская роспись получила золотую медаль. Вот из такой изумительной серии экспонат появился в экспозиции «Культурного слоя»!

9.    Эта африканская маска — новодел, продукция для туристов. Таких немало продается на Черном континенте. Их делают по мотивам национальной резьбы или как копии настоящих ритуальных, иногда даже специально старят. Что же касается культовых произведений художественной пластики, то это завораживающие артобъекты, наделенные мистическим смыслом. Африканцы приписывают маскам чудодейственную способность влиять на судьбу человека, ведь маски обеспечивают контакт с духовным миром и богами.
У каждой из масок — свое предназначение. Скажем, маски со спокойными лицами и закрытыми глазами изображают умерших родственников и используются в погребальных обрядах, готовящих душу покойного к переходу в иной мир. Есть маски, которые используются во время охотничьих ритуалов — члены племени, надевая маски и шкуры животного, на которого предстояло охотиться, имитируют его поведение, призывают богатую добычу. Ритуальные танцы и театрализованные действа с использованием масок сопровождали наиболее важные события в жизни африканца и были залогом успеха в крупных начинаниях.
Моду на коллекционирование африканских масок задали знаменитые европейские художники Пабло Пикассо и Анри Матисс. По мнению искусствоведов, как способ радикальной геометризации изображения человеческого лица африканская маска оказала влияние на становление кубизма.

10.    Настенная керосиновая лампа с отражателем. А эта вещь явно из «бабушкиного сундука» — настенная керосиновая лампа с отражателем. Светильник, работающий на основе сгорания керосина, был на пике популярности в 19, начале 20 века. Изобрели керосинку во Львове тамошние аптекари.
Что касается нашего экспоната, то корпус и кронштейн лампы были изготовлены в подмосковном Зюзино, на заводе металлохозяйственных изделий № 6 (МХИ № 6 треста МГМШО). Свою родословную этот завод ведет с артели «Металлопром», созданной на заре советской власти — в 1920-е годы. В мирное время артель выпускала чайники, умывальники и прочие изделия народного потребления, а в годы войны — гранаты, бомбы, корпуса для мин.
Горелки на заводе не производили, а устанавливали готовые 10-линейные от «Металлампа». Стеклянные колбы поставлял завод «Октябрь». Лампа комплектовалась алюминиевым отражателем, который рассеивал свет, а также увеличивал его интенсивность. Такую лампу подвешивали на гвоздь, а вот для ручной переноски она была не слишком приспособлена.
Долгие десятилетия керосиновые лампы несли в дома свет и уют. А теперь их место в музеях, в том числе — и в нашем «Культурном слое».

11.    Подкова. В экспозиции «Культурного слоя» оказалась и классической формы подкова, покрашенная в красный цвет. Именно такая «обувь» и защищает копыта домашних лошадей. Историки выяснили, что первыми беречь копыта своих лошадей стали азиатские кочевники, изготавливавшие чехлы из кожи и тростника и крепившие их веревками или ремнями. Металлические пластины для защиты копыт изобрели древние римляне. В России технология «обувания» лошадей стала массово внедряться при Петре Первом. Старинная конструкция с тех пор не слишком изменилась.
Детский вопрос о том, как дикие лошади обходятся без подков, ответ находит в среде обитания и роде деятельности скакунов. Когда животное передвигается по каменистым или асфальтированным дорогам, к тому же везя на себе всадника или же груз, роговой слой копыта быстро стирается. Подкова и предотвращает такой износ. А зимой оснащенная шипами подкова помогает лошади быть более устойчивой на скользкой поверхности…
Во многих культурах подкова является символом удачи и счастья. Одним из способов придать ей более эстетичный вид служит окрашивание. Красный цвет, как в нашем варианте, олицетворяет любовь и страсть. Не исключено, что данный экспонат был подарен в свое время молодоженам.

12.    Подкова. Данный экспонат — образец сувенирной продукции. У многих народов подкова воспринимается как символ удачи, благополучия, счастья, а также как оберег от злых духов, нечистой силы. Согласно легенде, однажды к святому Дунстану, который работал кузнецом, явился сатана в образе лошади и попросил его подковать. Святой сразу распознал в госте дьявола и причинил ему нестерпимую боль. Тот стал умолять о пощаде и дал слово никогда не переступать порога дома, над дверью которого висит подкова…
Как бы то ни было, а в разных странах и в разные времена подкова была желанным подарком. Она и сейчас представляет собой чрезвычайно популярный сувенир и не выходящий из моды элемент дизайна.

13.    Кувшин. Кувшины появились в человеческом обиходе множество веков назад. Их история началась в те далекие времена, когда люди освоили гончарное ремесло. Обычно эта посуда использовалась для подачи к столу воды, напитков, хранения масла, вина, меда и т. д. На Востоке существовало поверье, что в кувшинах обитают и джинны, которых можно просить о выполнении заветных желаний…
Характерная форма кувшина с носиком (или загибом верхнего края) для удобного слива жидкости с одной стороны и ручкой — с противоположной сложилась издревле. Иногда кувшин дополняется крышкой.
Позднее стали изготавливаться и металлические кувшины. В Германии «кувшин» (нем. Kanne) использовался как старинная мера жидкости. Баварский кувшин равнялся 1,07 литра, в Тюрингии и Дрездене — 0,9355 литра. Эта традиция нашла отражение и в языке: до 1884 года в Германии «Kanne» было официальным вторым наименованием литра.

14.    Ваза для кальяна, высота 18 см, темно-синяя с цветком.

15.    Керамическая бутылка для ликера Chivas

16.    Бутылка купажированного шотландского виски Ballantine’s. Нестандартная пробка говорит о том, что после использования бутылка долго использовалась в быту.

17.    Бутыль с деньгами. Этот удивительный экспонат — отголосок советских времен. Накопительство не владело умами жителей СССР. Во-первых, большая часть населения жила от зарплаты до зарплаты. Во-вторых, товарное изобилие если и было, то в столичных Москве и Ленинграде, так что тратить миллионы было некуда. Однако на крупные покупки (телевизор, мебель) деньги приходилось откладывать, преимущественно — на сберкнижку. Еще копили на машину, на свадьбу, «на черный день». Галопирующей инфляции не наблюдалось, так что копить можно было годами, ведь деньги с течением времени не обесценивались. В коллективах практиковался метод «котла», в которых «сбрасываются» в день получки, а сумма поочередно достается одному из пайщиков. Ради исполнения заветных желаний копили и дети. Не исключено, что хозяином этой бутыли с монетками был ребенок. Детям давали мелочь на мороженое или кино, а особо предприимчивые или целеустремленные мальчишки и девчонки эти деньги не тратили, а складывали в укромном местечке, чтобы на финише аккумулировать весомую во всех отношениях сумму. Во многих семьях на видном месте стояли копилки — фарфоровые, металлические, глиняные емкости в виде зверушек, сказочных персонажей или бочонков с прорезью в верхней части, куда и опускались монетки. Впрочем, обычным делом было копить мелочь в баночках или бутылках.

18.    Рюмка металлическая. В хорошем состоянии, внутри небольшие пятна ржавчины. Производитель не указан.

19.    Латунная вазочка из Индии – бесспорное украшение экспозиции.

20.    Ваза Латунь черная, высота 40 см. Производство Индия.

21.    Кувшин медный. Производитель не указан, возможно – ручная работа.

22.    Латунный бокал, сделан в Индии.

23.    Бокал для вина.

24.    Это индийская ваза-конфетница с цветочным орнаментом; материалы изготовления — латунь и эмаль. С большой долей вероятности, эта изящная вещь принадлежала знатоку и ценителю индийской культуры. Сладости (митхай) считаются визитной карточкой Индии. На трапезе они зримо воплощают благополучие, удачу, радость. Предлагая отведать лакомство, индийцы тем самым проявляют почтению гостю. Туристы видят сладости и при входе в любой индуистский храм — это жертвы ради благосклонности богов. Характерный штрих: английское слово канди (конфета) происходит от индийского khanda (сахарный кристалл). Ощутимое преимущество десертов из Индии — их натуральный состав. Вдобавок, их рецептура соотносится с принципами Аюверды, философского медицинского учения, и должна защищать человека от возникновения и развития болезней. Полезные лакомства, как видите, подаются в красивой утвари. Думается, эта ваза подарила немало приятных мгновений бывшему владельцу…

25.    Старинная серебряная ваза. Старинное серебро — по этому разряду данный экспонат «Культурного слоя». Ваза могла использоваться как сахарница, вареньица, креманка. Серебряная утварь всегда была признаком достатка, роскоши ее владельцев. Любопытно, что на латыни серебро называется аргентум (Argentum), этимология термина нисходит к индийскому «argant», обозначающему белый, светлый. Аргентина получила название именно в честь этого драгоценного металла. Историки утверждают, что серебряная посуда была в обиходе древних шумеров, египетских фараонов, древнегреческих аристократов.
Ценность столового серебра, как и серебра в целом, кроется и в бактерицидных, антисептических его свойствах, то есть в способности убивать зловредные бактерии, уничтожать патогенные грибки. Притом, этот эффект был обнаружен еще в далекой древности. Известны и гипоаллергенные качества столового серебра — отсюда истоки дошедшего до наших дней обычая дарить новорожденным серебряную ложечку для первого прикорма. Столовое серебро передавалось по наследству, это был изысканный подарок на свадьбу или большое торжество.

26.    Фигурка коня, выполненная в виде подсвечника, очень напоминает верного друга богатыря из русских сказок. На сайтах бесплатных объявлений этот экспонат числится в разделе «Подсвечники СССР» и «Вещи из Союза». Цены на это изделие от 300 до 700 рублей. Музею КПО он достался бесплатно – частично повреждено основание для установки свечи

27.    Сувенирная тарелка из Египта. Египет — одно из наиболее популярных туристических направлений в мире. Миллионы путешественников привлекает эта древняя страна с богатой историей и культурой, незабываемой архитектурой. Не нужно быть экономистом, чтобы понять, что египетские сувениры — это самостоятельная и, к тому же, высокоприбыльная отрасль бизнеса. Аэропорт, отель, супермаркет, рынок, лавка торговца, местная достопримечательность, пляж, туристический автобус — везде вам попытаются продать «кусочек Египта». Спрос и предложение имеются как на дорогие, ручной работы сувениры с узнаваемым местным колоритом, так и на безделушки. Надо знать, что арабский менталитет подразумевает предприимчивость, граничащую с ловкостью, настойчивость вплоть до назойливости. Поэтому в турагентствах и на форумах путешественников инструктируют доверчивых и легковерных: обязательно торгуйтесь! Считается, что получить уступку в цене меньше всего шансов в магазинах при фабриках папируса и каменоломнях, да и цены там кусаются. В то же время есть надежда купить там настоящую ценность, а не копеечную подделку.
Подлинной ценностью, вне сомнений, обладает и эта красивая, оригинальная сувенирная тарелка из Египта, попавшая в экспозицию «Культурного слоя». Про аналогичные образцы на площадках электронной торговли пишут, что способ их изготовления — ручная работа. Размер — около 20−25 см. Есть петелька для подвеса на стену. Когда-то наш экспонат, красуясь на стене, навевал приятные воспоминания о вояже в страну пирамид и фараонов.

28.    Чаша с надписью на английском «Египет» явно была приобретена туристом. Если уж судьба занесла вас в страну пирамид и других артефактов древнейшей цивилизации на планете, то частичку этой экзотики хочется увезти на память о чудесном отдыхе. Этим на полную катушку пользуется местное население — Египет заслуженно носит имя самой «сувенирной» страны в мире. Самым популярным сувениром родины фараонов является жук-скарабей, наверное, нет ни одной лавки, где бы он не продавался. Это именно та вещица, которая без слов говорит каждому: «Я родом из Египта». В топе сувенирной продукции также папирус, око Ра и т. д. Местный фарфор тоже пользуется спросом у туристов — он качественный, краски не тускнеют со временем. Что касается экспоната музея «Культурный слой», то — несмотря на потуги быть красивой — это из разряда ширпотреба. Свидетельством тому — надпись на одном из самых распространенных языков мира. Писать название страны на фоне пирамид — это все равно, что маслить масляное…

29.    Металлическая подставка из турецкого набора для кофе. Перед нашими глазами — изящная металлическая подставка из турецкого набора для кофе. Не всякий кофеман знает, что турецкий кофе фигурирует в списке нематериального наследия ЮНЕСКО. Под вывеской «турецкий кофе» — не продукт (ведь зерна кофе на родине османов не выращивают), а способ приготовления и культура потребления крепкого, ароматного напитка. Его варят в джезве (именуемой у нас туркой) из молотых зерен, если есть на то желание, то с добавлением сахара или кардамона. Идеальным вариантом подачи турецкого кофе являются серебряные подстаканники, маленькая чашка. Кружками, большими бокалами здесь кофе пить не принято. А сторонники традиций и сейчас проверяют невест на умение варить и угощать гостей кофе. Наверное, и бывший хозяин нашего экспоната когда-то неторопливо отхлебывал, вкушал кофе, сервировав стол турецким набором…

30.    Винтажное блюдце. Судя по всему, это винтажное блюдце под горчичницу, родом из СССР. Братья-близнецы нашего экспоната позиционируются в интернете как изделия из бронзы. Орнамент, напоминающий по очертаниям листья горчицы, — еще один довод в пользу того, для каких именно специй предназначался прибор в комплекте. Как известно, жгучая горчица -пикантная добавка к горячим и холодным мясным блюдам, сырам, овощным салатам. Это частый компонент рецептуры соусов. Интересный факт: на протяжении веков, вплоть до открытия морского пути в Индию, горчичные зерна ценились чуть ли не на вес золота. В нашей стране ее любят употреблять в пищу и зимой, и летом. Пожалуй, в каждом доме был или есть набор для горчицы…

31.    Две солонки. Перед вами одни из первых экспонатов музея «Культурный слой» — две симпатичные солонки. Поколению потребительского бума трудно поверить в то, что большую часть истории человечества соль была доступна немногим и ценилась едва ли не на вес золота.Есть сведения, что, например, в Эфиопии, на соль можно было обменять все, что угодно, даже невесту. Способность соли надолго сохранять продукты и улучшать их вкус считалась чуть ли не волшебной. Примечательно и то, что, желая подчеркнуть уникальность, особенность, изюминку чего-либо, начитанный человек говорит: «соль земли», «соль рассказа». Впрочем, и сейчас соль остается стратегическим продуктом — люди, хлебнувшие горя в войну, слышавшие рассказы родни о голодных годах, при первых предвестниках кризиса закупают соль. Ажиотажный спрос на этот продукт наблюдался, в частности, в первый месяц пандемии…
Культурологи отмечают: почтительное отношение к соли переносилось и на солонку. Отношение к солонке в дореволюционные времена было бережным. Она считалась семейной ценностью и её никогда не продавали. Наполненная солонка сравнивалась с домом, полным добра и благополучия…
Наши экспонаты — из другой эпохи, достаточно сытной и сравнительно благополучной, когда уже не приходилось экономить соль, её предлагалось брать из солонки по вкусу, сколько пожелается…

32.    Складной походный стакан. Индустрия товаров для туризма и активного отдыха шагнула далеко вперед. Пресытившихся заурядным пляжным отдыхом и экскурсионными турами тянет попробовать нечто экстремальное. Пеший туризм, скалолазание, сплав на байдарках — это не только возможность вырваться из колеи, двигаться непроторенными тропами, но и отличный шанс проверить свои морально-волевые качества. Далекие или близкие вылазки на природу предпринимались в присутствии данного экспоната нашего музея, но складной походный стакан с карабином Следопыт PF-CWS-P24 точно не позволял жажде застать владельца врасплох. Благодаря своей складной конструкции и малому весу (84 г) такой стакан можно по праву назвать отличным спутником рыбака, охотника или туриста. Не зря на крышке написано: «Каждый день и в любую погоду!». Он сделан из нержавеющей стали, занимает мало места, вместителен (объем 150 мл), легко моется. Крышка стакана оборудована карабином, за счет чего его можно подвесить к рюкзаку или одежде.

33.    Пепельница ручной работы. Про такие вещи, как данный экспонат, говорят: «Подарок с высокой репутацией», «презент для эстетов». Это пепельница ручной работы. В Греции ее произвели и продавали в комплекте с футляром для зажигалки. Материал: керамика с нанесением золота 24 К.

34.    Расписное пасхальное яйцо, так называемая писанка. Даже удивительно, что символ Светлого Христова Воскресения оказался в мусорном контейнере. Многим известно предание о том, что почти две тысячи лет назад Мария Магдалина, желавшая поведать императору Тиберию о воскрешении Христа, протянула ему яйцо красного цвета и произнесла «Христос воскрес!»…
Благочестивый обычай предписывает предавать земле (закапывать там, где не ходят) пасхальные яйца, которые не были употреблены в пищу на Светлой Седмице.

35.    Это гжель, известный во всем мире русский вид народного промысла. Свое название ремесло получило благодаря селу Гжель в Московской области, оно славилось месторождениями качественных сортов глины и мастерами гончарного искусства. Отличительной чертой гжельских изделий является рисунок кобальтом на белоснежном фоне. Гжель стала настоящей кузницей кадров: многие знаменитые мастера и создатели собственных фарфоровых и фаянсовых фабрик начинали свою карьеру именно здесь простыми рабочими. Среди них — С. Дунаев, открывший производство керамики в Хотькове.

36.    Плакетка «Московский кремль 15 век». Еще один образец сувенирной продукции — плакетка «Московский кремль 15 век». Литьё времен СССР. На оборотной стороне написана цена: 3 рубля 00 копеек…
Что касается изображения, то оно фокусирует внимание на известном факте: во второй половине 15 века началась кардинальная перестройка Кремля, белокаменные стены которого к тому моменту сильно обветшали и частично обрушились. Реконструкция велась с участием итальянских зодчих, имевших в ту эпоху репутацию лучших в Европе. В 1475—1479 годах был возведен новый Успенский собор, положивший начало ансамблю Соборной площади. В 1484—1488 годах руками псковских мастеров были возведены новая Ризоположенская церковь и новый Благовещенский собор. Спустя 30 лет после постройки Успенского собора появился второй по значению кремлевский собор — Архангельский. Каменный Государев дворец с Грановитой палатой (1487−1491) довершил формирование западной стороны Соборной площади. Доминантой площади, Кремля и всей Москвы стала колокольня «Иван Великий». Кстати, кремлевские стены и башни, построенные в период с 1485 по 1495 годы с учетом фортификационных требований того времени, сохранились с переделками до настоящего времени.

37.    Магнит в виде свитка с надписью «Кирилло-Белозерский монастырь». Похоже, это вещь либо подарок паломника или туриста. Данная монашеская обитель — крупнейшая в масштабах всей Европы, монастырь также называют «Великой государевой крепостью». Находится эта достопримечательность на берегу озера Сиверское в небольшом городке Кириллове Вологодской области. Величественное уникальное сооружение с насыщенной, многовековой историей впечатляет красотой и оставляет в памяти неизгладимый след.

38.    Тарелка декоративная, ручная роспись по металлу (Мексика) Используется для интерьера дома или дачи.  На декоративном панно изображен жертвенный алтарь цивилизации Ацтеков. В центре изображен бог Солнца Тонатиу. Алтарь представляет собой космическую мандалу, отражающую циклы Солнца, Луны, Земли и других планет Мироздания

39.    Поднос с авторской надписью Р. Кледова. Автор росписи - известная художница по жостовской росписи. Работы датируются серединой 70-80-х годов. Многие ее работы с декоративной росписью выставлены на аукционе «Старина». Теперь и в арсенале музея КПО Восток есть еще один исторический экспонат.

40.    Кубок для вина «Рог изобилия» — дань древней традиции использовать рога парнокопытных полорогих животных для употребления вина и других алкогольных напитков. Упоминание об этом есть даже в Библии. Такие сосуды были особенно распространены в античном мире, у кельтов и германцев, а также у народов Кавказа, где они являются национальным символом достатка, отваги, мужества и удачи. Сосуды в виде рогов являются непременным атрибутом посвящения юношей в мужчины, а также традиционных гостеприимных праздничных застолий.
Что касается выражения «рог изобилия», то оно пришло к нам из мифов Древней Греции.
Коза Амалфея, чьим молоком был вскормлен в младенчестве Зевс, однажды, зацепившись за дерево, отломила себе рог. Обломок взяла нимфа, обернула его листьями, наполнила плодами и подала Зевсу; Зевс подарил рог воспитавшим его нимфам и обещал им, что все что бы они ни пожелали, прольется из этого рога…

41.    Кувшин из латуни. В коллекции музея «Культурный слой» появился еще один кувшин. Не всякий сосуд имеет право называться кувшином, классические параметры для этого вида домашней утвари – емкость от 1 до 2,5 литров, считающаяся оптимальной для хранения напитков. Впрочем, объем напрямую зависит от назначения посуды. Вы удивитесь, но находки археологов говорят о том, что пять тысячелетий назад некоторые древние народы использовали большие хозяйственные кувшины…для погребения. Обряд кувшинного захоронения зафиксирован историками в Египте и Месопотамии, подобные памятники открыты также на территории Азербайджана…
Понятно, что главным предназначением кувшина было и остается хранение жидкостей, реже – масла. Функционал, как правило, определяет форму кувшина – округлую, удлиненную, как у данного экспоната, либо цилиндрическую, суженную кверху, пирамидальную. Вытянутый силуэт способствует долгому сохранению свежести напитка, так как суженное горлышко предупреждает нагревание содержимого. Очень узкое горлышко подходит для спиртного, а наш кувшин лишь отчасти отвечает этому условию. Скорее всего, его покупали или дарили для украшения интерьера, так как в быту более популярными являются стеклянные или керамические изделия…